Профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации - добровольное общественное объединение граждан, работающих в образовательных учреждениях различных типов и видов, органах управления образованием, организациях, предприятиях и учреждениях образования и науки и обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования независимо от их организационно-правовой формы.
Сокращенное название: Общероссийский Профсоюз образования
На англ. языке - Education and Science Employees’ Union of Russia (сокращенное - ESEUR)
Ключевые направления деятельности Ростовской областной организации (региональной организации Общероссийского Профсоюза образования):
- представительство и защита индивидуальных и коллективных социально-трудовых прав и интересов работников образования, социальных прав и интересов обучающихся;
- повышение качества жизни работников образования и обучающихся области;
- развитие системы социального партнерства в сфере образования региона;
- участие в создании безопасных и комфортных условий труда и осуществление контроля за соблюдением норм охраны в системе образования области;
- укрепление социального и профессионального статуса педагога, содействие повышению престижа педагогических профессий;
- осуществление социально значимых инициатив, создание новых форм социальной поддержки педагогических работников и обучающихся в регионе;
- осуществление полномочий по участию в нормотворческой деятельности;
- осуществление представительских функций в коллегиальных органах управления организациями системы образования;
- социальная диагностика, изучение актуальной социальной проблематики и общественная оценка эффективности государственной социальной политики в сфере образования;
- создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения к своему здоровью работников образования и обучающихся региона;
- развитие экспертного педагогического сообщества для независимой оценки качества образования;
- повышение уровня корпоративной культуры в среде работников системы образования и обучающихся.
По страницам истории Ростовской областной организации Профсоюза работников образования и науки.
Ростовская областная организация Общероссийского Профсоюза образования бережно хранит историю рождения и развития областной организации. Во-первых, кто не знает прошлого, не может предвидеть будущего. Во-вторых, накопленный опыт позволяет конструктивно решать текущие проблемы, заглянуть в будущее.
Объединительные процессы в учительской среде зародились ещё в 19 веке.
Начальной формой таких объединений были общества взаимопомощи, через которые учителя решали проблемы материальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, оказания помощи заболевшим, нуждающимся в лечении, выделяли средства на обучение детей учителей. Первое такое общество в России было открыто в 1866 году. А к 1903 году их уже насчитывалось более 70 тысяч. Средства в эти общества поступали не только за счёт членских взносов и добровольных пожертвований, но и от городских управ. Уже тогда общества к числу « больных мест скромного труженика, народного учителя» относили полное незнание ими своих прав и совершенную беспомощность в разрешении вопросов, предъявляемых жизнью. Всё это подтолкнуло к проведению в 1903 году Всероссийского съезда учительских обществ взаимопомощи. Съезд также принял решение о подготовке Устава Всероссийского Союза учительских обществ.
В июне 1905г. На Учредительном съезде было провозглашено создание Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию.
На Дону события по созданию профессионального союза работников образовательных учреждений разворачивалось следующим образом.
В 1917-1920 годах создан и действует Ростово-Нахичеванский-на-Дону профессиональный учительский союз. С восстановлением советской власти резко встал вопрос о необходимости создания союза, объединяющих всех работников просвещения.
Далее хронология развития областной профсоюзной организации работников образовательных учреждений разворачивается в следующем порядке.
1920-1924г.г. На Дону действует областной отдел Всероссийского профессионального Союза работников просвещения. Возглавляет правление Донского областного отдела тов. Очкин. Союз работников просвещения проделал большую работу по сплочению масс, по их политическому воспитанию, по поднятию общественной сознательности и культуры, вёл большую работу по защите прав своих членов. 23 февраля 1923 года Союз взял шефство над Красной армией и флотом, откликнулся на задачу укрепления взаимосвязи рабочего класса и крестьянства через усиление своего внимания сельскому учителю.
В 1924 году была учреждена газета «Народный учитель» («Учительская газета»), главная задача которой — удовлетворение культурных запросов сельского учительства, его воспитание, выявление его нужд. В борьбе союза за улучшение материального положения просвещенцев стояла мобилизация работников просвещения в продотряды. Союз добился частичного улучшения положения просвещенцев; их перевода в высшую категорию продовольственного пайка, получал и раздавал своим членам мануфактуру и т.д.
В 1924 году Донской областной отдел переименован в Северо-Кавказский краевой отдел Профсоюза работников просвещения, который объединял работников школ,детских садов, детских домов, научных учреждений, вузов и политпросветучреждений Постепенно повышалась зарплата, устанавливалось для отдельных категорий просвещенцев пенсионное обеспечение, вводились для некоторых групп особые льготы. В 1927г. принят декрет о системе периодических прибавок учителям за выслугу лет.
До 1932 года Краевой отдел Профсоюза работников просвещения возглавляли Кувшинов(1925-1926.г.г.), Парамзин (1927-1928г.г.), Георгиади (1929г.), Лепарская(1930-1931г.г.), Леонов (1932.).
С 1932 года Северо-Кавказский краевой отел Профсоюза преобразован в краевой комитет профсоюза работников просвещения (Севкав-крайрабпрос), который просуществовал до 1934 года и возглавляла его Яновская. В связи с разделением Северо-Кавказского края на отельные территории краевой комитет был ликвидирован.
В 30е годы профсоюзные организации работников просвещения занимались вопросами ударничества и развития социалистического соревнования; обеспечением учреждений учебными пособиями; проведением производственных совещаний; оказанием помощи малообеспеченным семьям; созданием бедняцких фондов; организацией отдыха и лечения; развитием связей с колхозами и предприятиями; культурно-просветительной и спортивной работой. Большое значение в работе профсоюза придавалось социальному страхованию. На основании постановления ЦИК СССР, СНК СССР и ВЦСПС от 23.06.1933 функции органов труда и социального страхования были переданы профсоюзам. Одной из основных составляющих в деятельности профсоюза являлась работа в области охраны труда.
В 1939 году произошло разукрупнение профсоюза работников начальных и средних школ РСФСР, из которых пять профсоюзов работников начальных и средних школ — с размещением ЦК Центра в г. Москве, ЦК Севера в Ленинграде, Юга в Ростове-на-Дону, Урала и Сибири в Свердловске, Сибири и Востока в Иркутске.
К началу 40-х годов фактически был обеспечен постепенный переход ко всеобщему десятилетнему образованию в городах и семилетнему всеобучу в сельской местности.
Великая Отечественная война отодвинула завершение создание системы всеобщего среднего образования в стране. Многие тысячи учащихся старших классов , учителей и студентов ушли в народное ополчение, в Красную Армию. Тысячи школ были разрушены, вся многогранная деятельность профсоюзов была подчинена единому закону- всё для фронта, всё для победы над врагом. Но и в трудное время школа продолжала работу по обучению детей школьного возраста. Учителя и учащиеся участвовали в противовоздушной обороне, уборке урожая, сборе лекарственных растений, в оказании помощи раненым в госпиталях.
После освобождения территории Ростовской области от немецко-фашистских оккупантов начали восстанавливаться и профсоюзные организации. Переход на работу в мирных условиях потребовал от профсоюзов перестройки и решительного улучшения организационно-массовой работы.
Интересы быстрейшего восстановления и развития народного хозяйства, разрушенного войной , потребовали объединения усилий всех пяти профсоюзов начальных и средних школ РСФСР на решение главной задачи, а потому произошло их слияние в один профсоюз.
С 1943 по 1956г.г.в области действует Ростовский областной комитет Профсоюза работников начальной и средней школы, который возглавляют Косункова (1943-1946г.г.), Светличный В.Р. (1946-1954г.г.), Дейнеко Л.С.(1955-1957г.г.).
В мае 1956 года профсоюз работников начальных и средних школ РСФСР был переименован в профсоюз работников просвещения РСФСР.
Областная организация Профсоюза в период с 1948 по 1956 года уделяла большое внимание работе по выполнению постановления СМ РСФСР от 10.1948 г. «О льготах и преимуществах для сельских учителей начальных и семилетних школ», развитию социалистического соревнования на лучшую подготовку школ к новому учебному году, переходу от семилетнего всеобуча к всеобщему среднему образованию.
С 1956 по 1957г.г. в области действуют Ростовский обком профсоюза работников просвещения и Ростовский обком Профсоюза высшей школы и научных учреждений, которые в 1957 году объединились в обком Профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, возглавляемый Дейнеко Лукьяном Сергеевичем. В эти годы активно велась работа по всеобучу, этому способствовали организованные профсоюзом «Дни сельских учителей», «Дни воспитателей», различные формы культурно-массовой и политико-воспитательной работы.
Профсоюз стал проявлять свою защитную функцию - забота об улучшении условий труда, быта и отдых работников образования, защита прав и интересов работающих, студентов и учащихся. Перед профсоюзными организациями вузов стояли задачи повышение качества подготовки специалистов высшей квалификации, развитие и улучшение заочных и вечерних форм образования, укрепление связи высших учебных заведений и научных учреждений с производством.
В области развивается художественная самодеятельность, проводятся вечера отдыха, концерты, спортивные выступления, расширяется сеть загородних баз отдыха, создаются оздоровительно спортивные лагеря. Большую работу проводят Дома учителей в городах Ростов, Таганрог, Новочеркасск, Шахты, Пролетарск.
С 1963-1974г.г. Обком Профсоюза возглавляла Евстратьева Зинаида Фёдоровна, При её личном участии проводилась большая работа по защите учительства, работников высшей школы и студентов, вёлся поиск новых форм и методов работы, уделялось внимание обучению профсоюзного актива. Вспоминается такой случай. В одной из школ возникает конфликтная ситуация. Директор школы вызывает председателя профорганизации и направляет её в обком со словами: « Пойдешь на Ворошиловский, поднимешься на 3 этаж там две комнаты в одной сидят заведующие, инструктора, но это ещё не обком. Следующая дверь, где надпись — Евстратьева Зинаида Фёдоровна - это и есть обком». Авторитет у председателя был не пререкаемый, личность ассоциировалась в целом с организацией.
В (1975 — 1976 г.г.). (на фото ) областную организацию возглавила Андронникова Алла Леонидовна, ранее работавшая председателем Шахтинской городской организации Профсоюза.
В 1976 г. председателем Областной организации Профсоюза избирается Солдатова Юлия Александровна. Придя в профсоюз с должности секретаря Октябрьского райкома партии, она большое внимание уделила совершенствованию форм и методов профсоюзной, работы сохраняя и развивая лучшие традиции своих предшественников.
При ней получили дальнейшее развитие социалистическое соревнование в учреждениях просвещения и высшей школы, повысилась роль профорганизаций в охране труда, подготовке образовательных учреждений к работе в осеннее - зимний период. Юлия Александровна большое личное участие приняла в организации оздоровления детей членов профсоюза на базе пионерского лагеря «Солнышко» в поселке Дедеркой Туапсинского района.
После ухода Ю.А.Солдатовой на заслуженный отдых её сменила Людмила Михайловна Колесник, проработавшая в этой должности 21 год (с1984 по 2005 г.) На её долю пришлись самые трудные, но в тоже время яркие перестроечные годы, но её эрудиция и высокий культурный уровень позволяли ей быстро находить контакты с людьми.
Стилем работы Людмилы Михайловны было умение взаимодействовать с людьми, устанавливать конструктивный диалог с органами власти, настойчивость и результативность в решении поставленных задач, нацеленных на лучшие результаты профсоюзной работы.
Людмила Михайловна несколько сроков избирается членом президиума ЦК Профсоюза и исполкома Совета Федерации, членом областной трёхсторонней комиссии, членом коллегии Министерства образования Ростовской области и президиума Совета ректоров вузов, где вносит предложения по усилению профсоюзной работы, развитию социального партнёрства с работодателями, органами исполнительной и законодательной власти во благо членов профсоюза работников образования, студентов и работников бюджетной сферы. По её инициативе проведён Год первичной организации, поддержанный ЦК Профсоюза и получивший распространение по всей России. По инициативе Л.М.Колесник в обкоме создана система информационной работы. Началась компьютеризация профорганов, создан фонд поддержки профсоюзных кадров и забастовочный фонд.
Работа Людмилы Михайловны отмечена государственными наградами: орденом «Знак почёта», медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени, знаком ФНПР «За активную работу в Профсоюзах», Почётными грамотами различного достоинства.
В России, а следовательно и в её субъектах началась череда острейших событий связанных со сменой уклада и общественно политического строя.. Профсоюзы провозгласили основную цель: борьбу за экономическую и социальную демократию, за такой порядок в обществе и на производстве, когда трудящиеся через систему трудовых договоров и соглашений, реально участвуют в определении условий труда и его оплаты, в формировании экономической политики государства и определение судьбы своего предприятия, в установлении социальных гарантий и распределение национального дохода.
Людмиле Михайловне, аппарату и активу удалось создать работающую систему официальной защиты членов профсоюза, которая включила три уровня управления процессом эффективного воздействия на властные структуры. Именно при ней получили широкое развитие принципы социального партнерства областной организации с министерством образования, именно при ней широкое развитие получили введение социальных паспортов, которые с одной стороны позволили активизировать внутрисоюзную работу, с другой стороны - мотивировать работникам их членство в профсоюзе, что позволило не только стабилизировать, но и увеличить рост профсоюзных рядов.
Профсоюзы в то время сохранились потому, что были остро нужны их членам — педагогическое сообщество видело в профсоюзном движении свою реальную защиту, опору в трудную минуту. В тот период действительно приходилось нелегко, в результате падения производства резко снизился уровень жизни населения. Постоянная нехватка средств на нужды дошкольных учреждений и школ привели к резкому снижению качества образования, утрачены стимулы к честному труду, потерян престиж квалификации. Стипендии не стало хватать даже на ежемесячный проездной в общественном транспорте, а уровень доходов работников профессионального образования бы не выше заработной платы рядовых работников торговли.
Профсоюз решительно противостоял этим явлениям. Стали привычными такие акции, как митинги, пикеты, демонстрации, ещё недавно казавшиеся диковинными. Через горнило забастовочной борьбы прошел профсоюз работников образования и науки, продемонстрировав, что является организацией, способной вывести на улицу тысячи людей. Это показало, что требование профсоюзов находят живой отклик и поддержку у трудящихся.
Важным результатом усилий профсоюзных органов стало создание системы социального партнёрства.
После ухода из жизни Людмилы Михайловны на должность председателя Ростовского обкома Профсоюза был избран председатель Аксайской районной организации Профсоюза член президиума Хекало Николай Сидорович, пришедший в Профсоюз с должности заведующего образования. Большой опыт работы в сфере образования помог Николаю Сидоровичу сравнительно легко адаптироваться в Профсоюзе, найти подход к решению проблем работников образования и науки. Н.С. Хекало - это человек детально изучающий периодические издания, юридическую литературу, документы вышестоящих организаций, но имеющий собственное мнение, увлекающийся новым, передовым опытом.
На очередной профсоюзной конференции в 2010 году его сменил Лалетин Игорь Николаевич, кандидат социологических наук, ранее работавший председателем Шахтинской городской организации Профсоюза. Под его руководством в городе проводилась постоянная работа по мотивации профсоюзного членства, увеличилось количество профсоюзных организаций до 110. Велась серьёзная работа по защите прав педагогов от обращений в вышестоящие организации до судебных процессов, а в 2002г. при его участии были возращены долги педагогам по методической литературе. В данный период особое внимание уделялось организации досуга и отдыха работников образования. Стало традицией чествование учительских династий, проведение спартакиад, конкурсов декоративного искусства и смотров художественной самодеятельности. Игорь Николаевич Лалетин возглавлял организацию до 31 января 2020г.
После его ухода из жизни 12 марта 2020г. состоялась XXIV внеочередная конференция Ростовской областной организации. В результате альтернативных выборов новым председателем региональной организации Профсоюза был избран член президиума Ростовской областной организации Профсоюза, председатель студенческого координационного совета Ростовской области, кандидат биологических наук, доцент Владимир Геннадьевич Гайворонский, ранее занимавший должность заместителя председателя первичной профсоюзной организации Южного федерального университета.
Листая страницы истории областной организации Профсоюза, ловишь себя на мысли: это не только гарант соблюдения социальных интересов работников образования, высшей школы, науки, обучающихся, но, что не менее важно, активный социальный партнер в решении производственных задач образовательных учреждений области. И это особенно прослеживается на примере последних двух десятилетий.
Можно без преувеличения сказать, что вся история Ростовской областной организации Профсоюза, начиная от истоков учительского движения на Дону до сегодняшних дней — это период открытий и интересных находок практически во всех сферах профсоюзной работы, которая складывалась из экономической, социально-трудовой и правовой защиты работников общего образования, работников профессионального образования и науки, студенчества.