Особенности оформления электронных листков нетрудоспособности в 2022 году
С 1 января 2022 года медицинские организации стали оформлять работающим гражданам листки нетрудоспособности только в форме электронного документа (ЭЛН) в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2021г. № 126-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования», постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2021г. № 1381 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2017 года № 1567».
По мнению профсоюзов «Электронный листок нетрудоспособности» позволяет минимизировать контакты и избежать лишних визитов в людные места (поликлиники, офисы), где повышен риск заразиться коронавирусом, что в условиях эпидемии COVID-19 особенно актуально.
Процесс оформления электронных листков нетрудоспособности затрагивает четыре стороны: Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) и его территориальные органы, медицинские организации, страхователей (работодателей) и застрахованных граждан (работников).
Теперь больничные листы оплачиваются из средств ФСС РФ, начиная с 4-го дня пребывания на бюллетене при общем заболевании или бытовой травме (первые три дня оплачивает работодатель).
Пособия по болезни теперь также выплачивают не работодатели. В прошлом году Россия окончательно перешла на систему прямых выплат социальных пособий из средств ФСС РФ. Прежде действовала так называемая зачетная схема, в которой работодатель перечислял в Фонд страховые взносы, а когда произойдет страховой случай (заболевание работника либо другое событие, при котором полагается пособие) - выплачивал из собственных средств, с последующим взаимозачетом. Теперь же адресаты пособий получают соцвыплаты напрямую из Фонда.
Такой порядок имеет ряд преимуществ. В частности, работодателям не нужно выводить деньги из оборота для выплаты пособий; для предприятий отпадает необходимость обрабатывать, рассчитывать такие выплаты; автоматизированная система исключает нарушения при назначении пособий.
С 1 января 2022 года механизм прямых выплат для работодателей стал проще, отмечают в ФСС РФ. Теперь Фонд сам сообщает работодателю о наступлении страхового случая, а также направляет запрос для подтверждения и (при необходимости) корректировки или дополнения с указанием сведений, необходимых для назначения и выплаты конкретного пособия.