Усилена ответственность работодателей за нарушение обязательств по коллективным договорам
На этой неделе Президент РФ подписал федеральный закон «О внесении изменения в статью 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Законом предусмотрено усиление административной ответственности за нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению в части охраны труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе на подземных работах.
Согласно закону, штраф за нарушение данных обязательств увеличивается в два раза и устанавливается в размере от 6 тыс. до 10 тыс. рублей. Изменения вступают в силу с 8 декабря 2023 года.
«История разработки этого закона уходит корнями к поручению Президента РФ по итогам совещания в связи с аварией на шахте «Листвяжная». Было дано поручение: усилить ответственность работодателей за невыполнение обязательств по коллективным договорам в части охраны труда. В статье 5.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях существует ответственность за невыполнение в целом всех обязательств коллективного договора. Данным законом выделяется ещё один состав административного правонарушения – нарушение обязательств по охране труда. Для этого состава нарушений административная ответственность повышается в два раза, то есть штраф выше в два раза, чем за нарушение других обязательств коллективного договора», – рассказал руководитель Департамента охраны труда и экологии Аппарата ФНПР, главный технический инспектор труда ФНПР Алексей Безюков.
Как отметили в Правовом департаменте ФНПР, понадобился длительный период для согласования позиций сторон социального партнерства – правительства, работодателей и профсоюзов. Необходимо было достичь консенсуса по размеру санкций и определению субъекта ответственности.
Комментарий Правового департамента ФНПР
- Камнем преткновения оказался вопрос о субъекте ответственности. Несмотря на то, что действующая редакция статьи 5.31 КоАП РФ и так указывала в качестве субъекта ответственности на работодателя или лицо, его представляющего, работодатели категорически отказывались признавать правомерность подобного подхода и настаивали со ссылкой на статью 55 Трудового кодекса РФ на необходимости привлечения к ответственности и лиц, представляющих работников.
- Действительно, в статье 55 Трудового кодекса РФ говорится о том, что к штрафу за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения могут быть подвергнуты лица, представляющие работников, в порядке, установленном федеральным законом.
- Между тем привлечение к административной ответственности не происходит автоматически лишь по факту события правонарушения. Применительно к должностному лицу должно выполняться требование статьи 2.4. КоАП РФ: о наличии у должностного лица определенных служебных обязанностей, неисполнение либо ненадлежащее исполнение которых признается правонарушением. Кроме того, должны выполняться требования статей 2.1 и 2.2 КоАП РФ о наличии вины субъекта правонарушения.
- Ко второму чтению в Госдуме в проектируемую диспозицию статьи 5.31 было возвращено указание на ответственность именно работодателей и их представителей.
- Часто действуя на опережение, работодатели стремятся заключить коллективные договоры, соглашения на наиболее выгодных для себя условиях. В таких ситуациях не исключен отказ работников в лице их представителей от заключения коллективного договора, соглашения, который может трактоваться как необоснованный. Для укрепления своих позиций, чтобы иметь рычаг влияния и давления, представители работодателей выражают заинтересованность в привлечении представителей работников к административной ответственности.
- Вопрос об ответственности за недостаточно эффективное осуществление защитной функции профсоюзными органами имеет место быть. Однако исходя из принципа профсоюзной автономии, ответственность профсоюзных органов, их должностных лиц перед членами профсоюзов относится к внутрисоюзным отношениям и законодательством не должна регулироваться с учетом тенденции правового регулирования, определенной Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.10.2020 № 44-П.