Вопрос-ответ
логотип Ростовская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ
_
Имеют ли право на отпуск продолжительностью 56 календарных дней: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог дошкольной образовательной организации, в которой имеются воспитанники с ОВЗ? (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках»)
Продолжительность удлиненных отпусков педагогическим работникам установлена Постановлением Правительства РФ от 14.05.2015 N 466 (ред. от 07.04.2017). В частности, в Приложении к данному постановлению Правительства РФ в пункте 4 Раздела I. «Дошкольные образовательные организации» указано, что педагогические работники, должности которых указаны в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей, работающие с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении, имеют право на ежегодный удлиненный отпуск продолжительностью 56 календарных дней. В подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций" в числе должностей педагогических работников указаны: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и педагог-психолог. Следовательно, лица, занимающие указанные педагогические должности в дошкольных образовательных организациях и работающие с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, имеют право на ежегодный отпуск продолжительностью 56 календарных дней. А лица, занимающие указанные должности и работающие с обычными (здоровыми) детьми имеют право на отпуск меньшей продолжительности – 42 календарных дня (п. 1 Раздела I. «Дошкольные образовательные организации»).
Имеет ли право на длительный отпуск сроком до 1 года заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ. Стаж педагогической работы более 30 лет.
Согласно ст. 335 ТК РФ педагогические работники организации, осуществляющей образовательную деятельность, не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года. Однако порядок и условия предоставления такого отпуска определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. В настоящее время по этому вопросу действует Приказ Минобрнауки России от 31.05.2016 N 644 "Об утверждении Порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года"(далее по тексту – Порядок). Согласно п.2 Порядка педагогические работники, замещающие должности, поименованные в разделе I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утв. постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. N 678 (далее по тексту – Номенклатура) имеют право на длительный отпуск не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы. В разделе I Номенклатуры не указана должность заместителя директора вообще, значит, – и заместителя директора по учебно-воспитательной работе, в частности. Заместители руководителей (директоров, заведующих, начальников) указаны в разделе II Номенклатуры. Это означает, что заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ не имеет права на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы. Обращаем Ваше внимание на то, что продолжительность длительного отпуска, очередность его предоставления, разделение его на части, продление на основании листка нетрудоспособности в период нахождения в длительном отпуске, присоединение длительного отпуска к ежегодному основному оплачиваемому отпуску, предоставление длительного отпуска, работающим по совместительству, оплата за счет средств, полученных организацией от приносящей доход деятельности, и другие вопросы, не предусмотренные настоящим Порядком, определяются коллективным договором (п. 5 Порядка). Следовательно, что если в коллективном договоре не предусмотрены указанные положения, то получение такого отпуска и теми лицами, которые занимают должности педагогических работников. включенные в раздел I Номенклатуры, - будет проблематичным, поскольку они не регулируются Порядком.
Прошу дать разъяснение по вопросу возможности начисления компенсационных выплат за выслугу лет учителю за работу в Украине на основании Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся – мигрантов от 15 апреля 1994 г.
В связи с тем, что вопрос, к сожалению, некорректен, - сложно дать точный ответ по данной проблеме. Аргументы (обоснование): Для того, чтобы разобраться, необходимо точно знать информацию по следующим вопросам: 1. Что имеется в виду по понятием «компенсационные выплаты за выслугу лет»? По своей сути доплаты за выслугу лет можно отнести к числу стимулирующих выплат, а не компенсационных. Более того, понятие «выслуга лет» применима только в отношении лиц, проходящих (проходивших) государственную или муниципальную службу. Например, см.: Приказ Генпрокуратуры России от 21.05.2012 N 213 "Об утверждении Положения о доплате за выслугу лет прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации". Согласно данному документу право на получение доплаты за выслугу лет прокуроры имеют со дня назначения на должность, научные и педагогические работники - с момента присвоения классного чина прокурорского работника. Для педагогических работников общеобразовательных организаций и иных образовательных организаций - подобные выплаты не устанавливаются, т.к. их трудовая деятельность не называется «службой». Для них возможно установление соответствующих доплат или надбавок за педагогический стаж работы. Однако подобные выплаты не устанавливаются на федеральном уровне (подобные выплаты также относятся к числу стимулирующих). Они возможны в рамках субъектов РФ, муниципальных образований, коллективных договоров и локальных нормативных актов. Исключение составляют случаи, когда педагогический стаж признается в РФ лицам, которые признаны гражданами РФ в соответствии с ч. 1 ст. 4 ФКЗ от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также лицам, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации, периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы (см.: ч. 1 ст. 7 Федеральный закон от 05.05.2014 N 84-ФЗ (ред. от 26.07.2019)). 2. Что касается работы на Украине, то здесь также следует уточнить: в каком качестве учитель работал на территории этого государства? В какой период? Являлся ли он трудовым мигрантом, чтобы претендовать на включение педагогического стажа на Украине в трудовой стаж в России? Следует уточнить то обстоятельство, что распространение Соглашения от 15.04.1994 (ред. от 25.11.2005) "О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов" касается именно работников-мигрантов. Таковыми признаются - лица, постоянно проживающие на территории Стороны выезда, которые на законном основании занимаются оплачиваемой деятельностью в Стороне трудоустройства. Иными словами, чтобы применить положения ст. 4 о том, «трудовой стаж, включая стаж на льготных основаниях и по специальности, взаимно признается Сторонами» указанного Соглашения, необходимо, чтобы учитель был трудовым мигрантом (чтобы применять в отношении условного учителя данный документ, следует иметь ситуацию, при которой учитель (гражданин России) выехал на Украину с целью выполнения оплачиваемой работы и теперь опять проживает в РФ). О том, что Украина вышла из данного Соглашения у меня нет сведений. Однако по официальному сообщению МИД РФ 01.04.2019 г. было прекращено действие Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и РФ. Но из СНГ Украина так и не вышла, хотя и при подписании Договора стран СНГ от 24.09.1993 "О создании Экономического союза" Украина приняла на себя только часть обязательств и вступила в Союз в качестве ассоциированного члена. На основании изложенного, при уточнении формулировки Вашего вопроса, будет дан более точный и аргументированный ответ.
Положено ли выплатить педагогическим работникам стимулирующие выплаты (результативность за качество ….) за работу в режиме дистанционного обучения?
Да, положено. Аргументы: Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата работников состоит из трех элементов, включающих – вознаграждение за труд (как правило, это оклад или тарифная ставка и т.п.), которое представляет собой основную часть заработной платы; компенсационных и стимулирующих выплат (дополнительная часть заработной платы). Поэтому стимулирующие выплаты – это неотъемлемая часть заработной платы работника. В период самоизоляции (см.: указы Президента РФ от 25.03.20 № 206, от 02.04.20 № 239 и от 28.04.20 № 294 периоды с 30 марта до 11 мая (за исключением нерабочих праздничных дней были объявлены нерабочими днями с сохранением за работниками заработной платы в связи с введением на территории Российской Федерации режима самоизоляции с целью предупреждения распространения коронавирусной инфекции (COVID-19). До настоящего времени период самоизоляции для работников образовательных организаций на территории Ростовской области продолжает действовать. Поэтому педагоги работают с обучающимися удаленно. Это означает, что они продолжают свою работу. Обращаю Ваше внимание на то, что в период самоизоляции на уровне Российской Федерации (до 11 мая 2020 года) за теми работниками, которые не могут выполнять свои трудовые обязанности в указанный период согласно упомянутых выше указов Президента РФ сохраняется заработная плата (т.е. для них действует период нерабочих дней). Так, согласно Письму Роструда от 09.04.2020 N 0147-03-5 «Сотрудникам, на которых распространяются указы о нерабочих днях, нужно выплатить зарплату, предусмотренную трудовым договором. Она, как правило, включает в себя: - должностной оклад; - компенсационные надбавки и стимулирующие выплаты, если они установлены на предприятии. В итоге работник должен получить такую же оплату, какую имел бы, если бы полностью отработал нерабочие дни: выполнил норму рабочего времени при повременной оплате или норму труда при сдельной оплате». Напротив, педагогические работники продолжали и продолжают выполнять установленную им трудовыми договорами работу – только удаленно (дистанционно). И указанный период для них являлся и является обычными рабочими днями. По этому поводу Минтруд России разъяснил, что если организация продолжает свою деятельность, она оплачивает работникам этот период в обычном размере. Более того, работодатель может самостоятельно установить повышенную оплату (см.: Информация Минтруда России от 02.04.2020 (https://rosmintrud.ru/employment/54). Поэтому работники должны получить не только оклады по занимаемым должностям, но и стимулирующие выплаты (за качество). В противном случае действия работодателя можно квалифицировать – как невыплату заработной платы в полном объеме. За такие действие положениями ст. 236 ТК РФ предусмотрена материальная ответственность работодателя согласно указанной выше норме в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Является ли использование унифицированной формы Т-12 нарушением?
Согласно ч. 4 ст.9 ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019)«О бухгалтерском учете» формы первичных учетных документов для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Следует отметить, что с 01.01.2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являлись обязательными к применению, включая унифицированную форму Т-12, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1. Они тем не менее могли использоваться на основании распорядительного документа руководителя организации (учреждения).Однако в 2015 году (30 марта) был принят Приказ Минфина России № 52н были утверждены формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых, в том числе,государственными (муниципальными) учреждениями. Данные формы обязательны для применения (см.: письмо МинфинаРоссии от 10.06.2015 с Минфина России от 10 июня 2015 г. N 02-07-07/33768). 1. Вопрос: является ли обязательным применение ГОСТа 17914-72 «Обложки дел длительных сроков хранения. Типы, разновидности, технические требования» (введен Постановлением Государственного комитета стандартов СССР от 17 июля 1972 года №1411)? Ответ: Гост 17914-72 «Обложки дел длительных сроков хранения. Типы, разновидности, технические требования» по данным Росстандарта является действующим и применяется на территории России в настоящее время (см.: официальный сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии URL: https://www.gost.ru/portal/gost/home/standarts/catalognational?portal:componentId=3503536e-2ac1-4753-8ed1-09a92fee02de&portal:isSecure=false&portal:portletMode=view&navigationalstate=JBPNS_rO0ABXc6AAZhY3Rpb24AAAABABBjb25jcmV0ZURvY3VtZW50AAZkb2NfaWQAAAABAAUzNjAyMgAHX19FT0ZfXw**(дата обращения – 07.04.2020). 2. Неверное заполнение кадровых документов может быть признано дисциплинарным проступком для работника. на которого возложена обязанность оформлять указанные документы. Например, специалиста по кадровой работе. Согласно профессиональному стандарту «Специалист по управлению персоналом» (утв. Приказом Минтруда РФ № 691н) и положениям «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих»(специалист по кадрам) (утв.Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37) (ред. от 27.03.2018) такой работник должен знать: порядок оформления, ведения и хранения документации, связанной с кадрами и их движением; порядок формирования и ведения банка данных о персонале предприятия; порядок составления отчетности по кадрам и основы архивного законодательства и нормативно правовые акты Российской Федерации, в части ведения документации по персоналу и др. По действующему законодательству дисциплинарным проступком является неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (ч. 1 ст. 192 ТК РФ). Применение дисциплинарных взысканий является правом, а не обязанностью работодателя (ст. 192 ТК РФ), и в случае принятия подобного решения руководителем соответствующей организации, – необходимо строго руководствоваться положениями ст. 193 ТК РФ, устанавливающей порядок (процедуру) применения дисциплинарных взысканий.
Просим разъяснить, имеют ли право родители (или другие близкие родственники ребенка) снимать на видео все происходящее в детском саду (не утренник, а обычный рабочий день), когда они приводят или забирают ребенка из детского сада? Если имеют право, то на основании каких документов?
Родители и другие близкие родственники ребенка не имеют права снимать на видео все происходящее в детском саду, приводя его в детский сад или забирая его из него (за исключением утренников и других коллективных мероприятий). Это противоречит, прежде всего, положениям ст. 151.1 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), поскольку на видео могут «попасть» изображения других граждан – родителей и родственников других детей; другие дети, а также работники детского сада. Аргументы: Согласно пункта 1 ст. 151.1 ГК РФ «Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда: 1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах; 2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования; 3) гражданин позировал за плату". Так, видеосъемка, о которой спрашивается, не может быть отнесена ни к государственному, ни к общественному или публичному интересу. В частности, к общественным интересам следует относить не любой интерес, проявляемый аудиторией, а, например, потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде. Также детский сад не относится месте, свободном для посещения (т.е. это не место, открытое для свободного посещения неопределенным кругом лиц). Более того, совершенно очевидно, что нет согласия лиц, попадающих на видео с их согласия за плату. Особый запрет касается съемки несовершеннолетних Более того, съемка детей на видео без согласия их законных представителей, запрещена. Это обусловлено тем, в соответствии с Семейным кодексом РФ (СК РФ) родители являются законными представителями ребенка (ч. 1 ст. 64 (СК РФ). Кроме того, посещение другими родителями и детьми детских садов может быть отнесено к частной жизни граждан (личная и семейная), которая охраняется законом (ст. 152.2 ГК РФ). И никто не вправе её нарушать. Поэтому бесконтрольная съемка других детей и их родителей, работников детского сада не может быть признана правомерной. Если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением п. 1 ст. 152.1 ГК РФ, упомянутой выше, распространено в сети "Интернет", гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения (п. 3 ст. 152 ГК РФ). Поэтому съемка возможна только родителями своих детей и себя для их личного пользования.